Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование выявляет организационно-содержательные особенности подготовки учителей английского языка в индийских университетах в условиях реформ NEP 2020. Основное внимание уделено анализу проблем традиционных программ (B.Ed., M.Ed.) и перспектив интегрированной модели ITEP. Применен системный подход, включающий сравнительный анализ, статистическую обработку учебных планов и изучение нормативных документов. Результаты свидетельствуют о наличии ключевых проблем: разрыв между теорией и практикой, региональные диспропорции (северные штаты значительно отстают от южных по качеству подготовки) и недостаточная унификация стандартов. Интегрированная программа ITEP демонстрирует значительный потенциал благодаря совмещению предметной и педагогической подготовки, но требует дальнейшей адаптации к местным условиям. Научная новизна исследования заключается в проведении первого комплексного сравнительного анализа всех трех моделей подготовки B.Ed в контексте образовательных реформ и выявлении уникальных особенностей индийской системы, таких как акцент на многоязычие и интеграцию йоги. В статье анализируется учебный план магистерской программы M.A. in English (CBCS) Университета Калькутты, сочетающий фундаментальное изучение британской и мировой литературы с гибкой системой выбора специализаций. Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по модернизации учебных планов и созданию единых стандартов с учетом региональной специфики. Ключевой вывод подчеркивает, что успешная реализация ITEP требует постоянного мониторинга эффективности и учета социально-лингвистических особенностей различных регионов страны.
Ключевые слова: индийские университеты; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; учителя английского языка; образовательный процесс; практико-ориентированное обучение; организация образовательного процесса; содержание образования
Abstract: The article examines the organizational and substantive characteristics of English teacher training programs at Indian universities within the context of NEP 2020 reforms. It focuses on analyzing challenges in traditional programs (B.Ed., M.Ed.) and prospects of the integrated ITEP model. Using a systematic approach, the research compares programs across universities, analyzes curricula statistically, and reviews policy documents. Key findings reveal three major issues: a theory-practice gap in conventional programs, significant regional disparities (with northern states lagging behind southern ones in training quality), and insufficient standardization. While the ITEP model shows strong potential through its combined subject-pedagogy approach, it requires further localization. The article’s novelty lies in its comprehensive comparative analysis of all three training models within the reform context, identifying unique features of India’s system like multilingual emphasis and yoga integration. This study examines the curriculum structure of the M.A. in English (CBCS) program offered by the University of Calcutta, which integrates comprehensive coverage of British and world literature with customizable specialization tracks. Practical implications include recommendations for curriculum modernization and developing unified standards that accommodate regional variations. The central conclusion emphasizes that successful ITEP implementation requires ongoing effectiveness monitoring and responsiveness to socio-linguistic diversity across regions.
Key words: Indian universities; student teachers; training of future teachers; English language teachers; educational process; practice-oriented learning; organization of the educational process; content of education

Для цитирования:

Беловецкая, Л. Э. Организационно-содержательные подходы к подготовке учителей английского языка в университетах Индии / Л. Э. Беловецкая. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 132-147.

For citation

Belovetskaia, L. E. (2025). Organizational and Content-Based Approaches to English Language Teacher Training in Indian Universities // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 132-147.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.